
Заявители жаловались на нарушение их конституционных прав, а именно права на судебную защиту, ч. 9 ст. 208 КАС, согласно которой при рассмотрении административных дел об оспаривании нормативных правовых актов в судах разных инстанций граждане, участвующие в деле и не имеющие высшего юридического образования, ведут дела через представителей, отвечающих требованиям ст. 55 КАС.
Одного из заявителей поддержала Татьяна Москалькова – Уполномоченный по правам человека в РФ.
По ее мнению, нормы КАС «препятствуют гражданам, не имеющим высшего юридического образования, как в непосредственной судебной защите их прав по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, так и в защите через выбранных ими представителей, если последние также не имеют высшего юридического образования».
Однако КС не согласился с таким выводом и процитировал свою ранее сформулированную правовую позицию, в которой говорится, что «из права каждого на судебную защиту его прав и свобод не вытекает возможность выбора гражданами по своему усмотрению способов и процедур судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральными законами».
Можно сказать, что КС подтвердил конституционность ч. 1 ст. 55 КАС, согласно которой представителями в суде по административным делам могут быть адвокаты и иные лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование, и ч. 9 ст. 208, согласно которой при рассмотрении административных дел об оспаривании нормативных правовых актов в верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, в Верховном Суде РФ граждане, участвующие в деле и не имеющие высшего юридического образования, ведут дела через представителей, отвечающих требованиям, предусмотренным статьей 55 данного Кодекса.
В определениях КС также содержится вывод, что «право граждан на оспаривание в судебном порядке непосредственно нормативных правовых актов органов публичной власти и должностных лиц представляет собой, по существу, дополнительную возможность защиты их прав с использованием судебного механизма».
И эту возможность граждане могут реализовать в установленных случаях только с помощью лиц, имеющих высшее юридическое образование.
Таким образом, судьи КС не усматривают неопределенности в вопросе о том, соответствуют ли оспариваемые законоположения Конституции РФ.
В то же время КС прямо указал, что «в целях оптимизации процедур» законодатель вправе внести в Кодекс административного судопроизводства РФ изменения и дополнения.
Комментарии
Комментариев пока нет